Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Котласский муниципальный округ

Архангельской области

Достопримечательности

Раскопки профессора Амалицкого

Более 250 миллионов лет назад на территории, которую ныне занимает Котласский район, протекала древняя река. По её берегам росли леса, состоявшие из древнейших хвойных, хвощей и папоротников. В них водились крупные, ростом с бегемота растительноядные парейазавры; трехметровые хищные, с кинжаловидными зубами иностранцевии и другие древние животные, давно вымершие. Остатки этих растений и животных оказались "законсервированными" в плотных слоях минеральных образований (конкрециях) древней реки. Воссоздать картину природы давно прошедшей эпохи стало возможным благодаря открытию Северо-Двинских местонахождений пермских позвоночных на правом берегу Малой Северной Двины в окрестностях деревни Новинки Котласского района..... читать далее>>>>



Васильевская церковь

В Котласском районе ведется работа по восстановлению заброшенных храмов: с 2006 г. – Вондокурского, с 2007 г. – Васильевского, с 2010 г. – Комарицкого.

В 55 км от Великого Устюга вниз по Северной Двине, в 7 км от впадения с левой стороны в Северную Двину речки Удимки, на высокой крутой горе, находится церковь святителя Василия Великого, далеко виднеющаяся из окрестных деревень.

Церковь была заложена в 1794 г., закончено строительство в 1807 г. Здание в два этажа: каменное и кирпичное. Стоит на высоком месте, в хорошую погоду видно из Котласа и с Болтинки. Высота до крыши 6,5 сажень. Высота с колокольней и шпилем 25 сажень. Колокола: один колокол 209 пудов 38,01 фунты приобретен на пожертвование Великоустюгского мещанина Андрея Ямщикова. Стоит 3399 рублей 10 копеек. Второй колокол 124 пуда 18 фунтов приобретен в 1827 г. Прочие колокола были небольшие. Приход Васильевской церкви: 1868 г. – прихожан 2697 человек. 1894 году – прихожан 3200 человек. В приход входило более 60 деревень Реважа и Удимы. Это серьезный общественный проект.

Введенский собор– действующий храм

веденский собор с начала XVIII в. Является главным храмом бывшего Введенского монастыря и основан Строгановыми во второй половине XVI века. Первый деревянный храм Введения был построен сыновьями Аники – Яковом, Григорием и Семеном. Строительство храма началось в 1565 году.
Введенский собор является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII-XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г. Д. Строганова именуются Строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы.
Внутри храм не менее эффектен, чем снаружи. Просторный и превосходно освещенный тремя рядами широких, часто расположенных окон и проемами пяти барабанов глав, он весь залит светом.
Восточную стену храма закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером Григорием Устиновым в 1693 году. Он украшен колоннами с вьющейся виноградной лозой, декоративными завитками и картушами, обрамляющими иконы. Особенно роскошна резьба его царских врат: их створки почти полностью «затканы» кружевом деревянного узорочья. Вся резьба иконостаса покрыта сусальным золотом, которое хорошо сочетается с серо-голубым фоном рам и придает торжественный облик всей архитектурной композиции интерьера храма (иконостас был заново позолочен в 1895 г. на средства купца Якова Васильевича Хаминова).
Иконы для иконостаса написаны Стефаном Дементьевичем (Довментиевичем) Нарыковым в 1693 году. Иконостас Введенского собора – уникальное явление в русском искусстве конца XVII века. В России нет ни одного памятника такого масштаба, который вобрал бы в себя столько элементов нового для русской иконописи. Стефан Нарыков на несколько десятилетий опередил своих современников в трактовке образов, в приближении иконописи к светской живописи.
Дом купцов Пьянковых

Среди небольших деревянных домиков, составляющих основную застройку улиц Сольвычегодска, выделяется крупное каменное здание усадебного типа – Дом купцов Пьянковых. Строительство дома началось в конце XVIII в. и завершилось в 1810 году. 1 октября 1844 г. дом был продан под городские присутственные места. На нижнем этаже здания разместились тюремный замок и уездное казначейство. В верхнем этаже – городническое правление, уездный суд, земский суд, канцелярия уездного стряпчего, зал дворянского собрания и квартира городничего. Архитектура дома Пьянковых носит типичный для позднего классицизма характер.
Камень любви

В нескольких километрах от трассы федерального значения Урень-Шарья-Никольск-Котлас на территории МО «Приводинское» лежит громадный валун, называемый «Камень любви». Существует старинная легенда о том, что молодую девушку из богатой семьи родители хотели выдать замуж по расчету. Она же мечтала о настоящей любви. В день предполагаемого знакомства с женихом она в отчаянии пришла на «Камень любви». Возвращаясь домой, встретила молодого человека, с которым уже никогда не расставалась против воли родителей. С тех пор у местных жителей существует поверье: если посидеть на «Камне любви», то обязательно встретишь настоящую любовь.
В настоящее время проводится развлекательно-познавательная программа «Путешествие к магическому «Камню любви».
Комплекс Благовещенского собора

Город Сольвычегодск был основан в 1492 году на р. Вычегда, около Соленого озера.
Город получил возможность развития благодаря основанию соляных промыслов, удачному географическому расположению и активной деятельности солепромышленников Строгановых. Сольвычегодск – родовое гнездо династии. Здесь строились церкви, в мастерских Строгановых изготовляли изделия из серебра, вышивали золотом, писали знаменитые иконы. Все это стало неотъемлемой частью русской культуры.
Благовещенский собор г. Сольвычегодска – один из древнейших памятников каменной архитектуры русского Севера, выдающийся памятник северного зодчества; яркий образец нового типа русской каменной архитектуры. Это характерный для XVI века городской храм крупных размеров, трехапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с приделами. Торжественное пятиглавое здание собора на высоком подклете было построено Аникой Строгановым с сыновьями и внуками в период с 1560 по 1563 годы как домовая (семейная) церковь. В начале XIX века, когда Благовещенский собор стал городским храмом, окружавшие его маленькие приделы разобрали по ветхости и построили два больших придела: с юга – «Сретения Господня», с севера – «Рождества Иоанна Предтечи». Тогда же была построена колокольня.
В интерьере храма наряду с фресковыми росписями времен Бориса Годунова и многоярусным иконостасом сохранились уникальные произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XVII вв.
В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит часовня-усыпальница Строгановых, построенная в 1826 г. на средства графа Григория Александровича Строганова. В усыпальнице собраны 28 надгробий (могильных плит) с захоронений Строгановых. На юго-западном углу церковной ограды Благовещенского собора в 1887 году построена часовня в честь Святого равноапостольного князя Владимира в память о его посещении г. Сольвычегодска и Благовещенского собора 10-11 июня 1885 г.    
Литературная усадьба и музей Козьмы Пруткова

Сольвычегодск – это город и литературного наследия. Именно близ города Сольвычегодска, по творческой фантазии братьев Жемчужниковых и А. Толстого, 11 апреля 1801 года «родился» всенародно любимый Козьма Петрович Прутков: лирик, философ, острослов, тонкой души человек. В 2006 году Козьме Петровичу Пруткову исполнилось 205 лет. Афоризмы его живы и находят отклик в сердцах наших современников.
Литературная усадьба возникла в 2004 году на основе городской библиотеки стараниями почитателей таланта даровитого поэта. Именно они обратили внимание общественности на то, что Сольвычегодск, по воле братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого, стал родиной поэта.
В июле проводится фестиваль юмора имени Козьмы Пруткова и Прокопьевская ярмарка. Вдохновленные великими словами незабвенного поэта-философа: «Если хочешь быть счастливым – будь им!», собираются на праздник многочисленные гости из разных городов.
Библиотека-усадьба находится в исторической части города, в доме, построенном купцами Хаминовыми в XIX веке. В уютной литературной гостиной проводятся костюмированные вечера, театрализованные экскурсии, литературные встречи…
В 2007 году был открыт музей имени Козьмы Пруткова, в коллекцию которого вошли творческие работы народных мастеров, а также почитателей таланта поэта. Каждая работа выражает свой, особый взгляд на произведения поэта. Коллекция начала пополняться и «личными» вещами К. Пруткова, бережно сохраненными местными старожилами, как-то: зыбка, игрушки, стол, диван, секретер директора пробирной палатки, мундир гусара, мундир директора приборной палатки и др.
Музей политической ссылки

В XIX веке Сольвычегодск становится местом политической ссылки. Здесь на поселении находились многие известные народовольцы, руководители и участники почти всех крупнейших революционных выступлений в России конца XIX – начала XX столетия. Дважды в Сольвычегодске отбывал ссылку И. В. Джугашвили (Сталин).
Первая сольвычегодская ссылка Сталина продолжалась с 27 февраля по 11 июня 1909 года, когда был совершен побег. Вторая началась 29 октября 1910 года и закончилась 26 июня 1911 года.
Деревянный одноэтажный дом с мезонином, принадлежавший вдове сольвычегодского мещанина С. М. Кузакова – Марии Прокопьевне Кузаковой, был построен в 1905 году. Хозяйка сдавала переднюю часть дома под квартиру для ссыльных, а сама с шестью детьми жила в задней половине дома. Квартира имела отдельный от хозяйской половины вход, чем была очень удобна. В 1933 году в комнате дома Кузаковых, где жили политические ссыльные, был организован музей-квартира политических ссыльных. В 1935 г. М. П. Кузакова продала весь дом под музей. С этого времени по 1963 г. музей назывался музеем И. В. Сталина.
С 1963 года музей И. В. Сталина входит в комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея. В доме Кузаковых полностью сохранилась обстановка периода сольвычегодской ссылки Сталина.
Окопы

В течение последних 5-6 лет осуществляется общественный краеведческий проект «Знай и люби свой край».
На территории МО «Шипицынское» на берегу речки Вонгода, впадающей в р. Северная Двина, сохранились окопы с времен англо-американской интервенции 1918-1920 годов. Эти окопы встречаются до самой Вонгоды вдоль речки. Их копали местные жители, обороняя свои деревни, которые находились на берегу речки Вонгода.
В конце июля 1918 года англо-американские интервенты и контрреволюционная белогвардейщина, заняла форпост молодой советской республики – г. Архангельск.
Интервенты еще в Мурманске рассчитывали дойти до Котласа по Северной Двине за 6-7 дней. Развивая наступление, с одной стороны по железной дороге Архангельск-Вологда, с другой – по реке Северная Двина, они стремились овладеть Котласом, продвинуться к Вятке (ныне Киров) и, соединившись с войсками Колчака, повести наступление на столицу нашей Родины – Москву.
К началу августа 1918 года интервенты продвинулись по Северной Двине выше Двинского Березника (км 300 до Котласа). В это время под руководством члена Архангельского губисполкома П. Виноградова, чье имя носит одна из улиц нашего г. Котласа, речники Севера организовали из речных буксирных пароходов небольшую речную флотилию. Котласская партийная организация, в то время весьма небольшая, сумела поднять речников и рабочих-железнодорожников на отпор врагу. Созданная таким образом флотилия в начале августа под командованием П. Виноградова двинулась навстречу наступающему врагу.
Святое место Туровец (с. Туровец)

Святые храмы Туровца – еще одно культурное достояние Котласского района. На левом берегу Северной Двины, в 30 километрах от Котласа, в стороне от проезжей дороги находится лесная гора, у подножья которой протекает речка Туровиха.
Об этом удивительном месте, именуемом «Туровец», в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» цитируется рукопись неизвестной летописи:
«Во времена и лета Великого князя Иоанна Васильевича Московского и всея Руси, в лето 7041 (1533 г.), были на Двине-реке неверные люди казанские, именуемые черемисы, по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуни, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленной, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Святого Богоявления Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, и стены, и башни от безбожных».
Людская память из поколения в поколение передает уникальные сказания о том, что «на сей горе с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня» (Одигитрия – Путеводительница).
Туровец – святое место… Колокольный звон проникает в душу, зовет-созывает на церковный праздник – явления иконы Божьей Матери Одигитрия, который проходит ежегодно 10 августа.
Со всех сторон в этот день стекаются ручейками прихожане на поклон, за исцелением души и тела.
Спасообыденная церковь

На берегу реки Вычегды возвышается еще один интересный памятник Сольвычегодска – Спасообыденная церковь. Впервые деревянный храм с таким названием возник здесь еще в 1571 году, на заре развития города. Он был «обыденный», то есть сооружен в один день – 16 августа «градскими и уездными людьми» для избавления от мора. В 1634 году храм перенесли на нынешнее, более высокое место, поскольку Вычегда сильно размывала берега. В 1654 году деревянную церковь построили заново.
В 1691-1697 годах на месте деревянной возникла каменная одноэтажная теплая церковь. В 1730 году над ней возвели высокий второй этаж с холодным храмом. В 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом-всходом над северной частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад храма.
Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.
Троицкая церковь в деревне Вондокурье

Более 200 лет храму Святой Троицы в деревне Вондокурье. В нем еще сохранились удивительные по яркости фрески. Этот удивительный храм стал въездной визитной карточкой города Котласа и района. Сейчас идет активное возрождение Троицкой церкви – это серьезный общественный проект. Создан общественный комитет по спасению церкви. Зарегистрирован приход. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил северян на богоугодное дело.
Несколько лет назад при поддержке отдела по культуре и туризму администрации Котласского района был возрожден праздник Святой Троицы в д. Вондокурье. Любят жители Троицкие гуляния в этом милом местечке.
Восстановление Троицкой церкви началось с уборки хлама, скопившегося за десятилетия, а 4 июня 2006 г. под сводами Храма, как в давние времена, собрались прихожане, чтобы выбрать приходской Совет. Председателем выбрали Н. Баева, заместителем его А. Вохминцева, казначеем Е. Епимахову, секретарем Е. Щекину, председателем ревизионной комиссии В. Верховцева. «Это милость Божья, что мы находимся в этом некогда великолепном Храме, - сказал настоятель Святостефановской церкви протоиерей Николай. Пусть его восстановление станет символом возрождения жизни в деревне»...
Школа-мастерская народных ремесел

При Сольвычегодском историко-художественном музее в 1991 году была создана школа-мастерская народных ремесел. Школа специализируется на традиционных женских ремеслах – ткачестве и вышивке. Важнейшим принципом работы школы является углубленное изучение народных традиций бассейна реки Нижней Вычегды и верховьев Северной Двины – территории бывшего Сольвычегодского уезда. Обучение в школе носит комплексный характер. Наряду с освоением традиционного ремесла учащиеся знакомятся с местными обрядами, обычаями, осваивают песенный фольклор, народные игры, танцы, учатся жить в традиционной культуре на святочных игрищах, осенних посиделках, масленичных гуляниях. Программа школы включает несколько традиционных технологий: браное и многоремизное ткачество, вышивки «шов по письму» и «настил по перевити», тканье поясов «на чурочке», «на кружках», плетение и витье. В школе 15 рабочих ткацких станов, собранных в ходе экспедиций по деревням. На занятиях по ткачеству девочки учатся сновать (готовить основу для ткацкого стана), ткать половики, холст, полотенца, детали женских рубах (браные полосы для поликов, ворота, манжетов), пестрядь для сарафанов. На уроках рукоделия делают пояса, украшают вышивками концы полотенец, вяжут крючком узорные кружева к ним. Неотъемлемой частью программы школы стало изготовление народного костюма. Проводится большая работа по собиранию образцов народного костюма, изучению особенностей кроя, орнаментики.
Этнографический музей «Русская изба» и музейная комната «Уголок старины»

Музей предназначен для сохранения культурно-исторических ценностей и накопления предметов старины. Особый интерес у гостей МО «Шипицынское» вызывают два музея русского быта: «Русская изба», расположенная в здании детской школы искусств № 26 и «Уголок старины» в Печеринском клубе.
Коллекция музея «Русская изба» уникальна, представлены следующие экспонаты: коллекция предметов крестьянского быта (коромысла, туеса, коробы, самовары), образцы рукоделия (вышивка гладью и «крестом», образцы ткачества, плетение из лозы), орудия труда прошлого века (прялки, ткацкий стан, веретено).
Музей «Уголок старины» – хранитель особенно ценных старинных вещей, таких как: Котласская прялка 1913 года, полотенце с истинно северной вышивкой, самовар с медалями и др. Этот музей – не только огромная коллекция старинных вещей, отданных в дар местными жителями, но и часть уникального свадебного обряда, который проводится по всем традициям нашего края. На базе Печеринского клуба для молодоженов и их гостей проводятся свадебные обряды, в ходе которых используются музейные экспонаты.