Размер шрифта: A A A
Котласский муниципальный округ

Архангельской области

16 сентября ежегодно отмечается Международный день охраны озонового слоя

• 16 сентября 2021

Озоновый слой – это волшебный щит, защищающий планету от пагубного воздействия солнечных лучей. Но реалия такова, что этому щиту самому требуется защита. Ученые всех стран прилагают усилия для его сохранения, поэтому 16 сентября объявлен Международным днем охраны озонового слоя.

Озон, молекула которого состоит из трех атомов кислорода, занимает очень малую часть атмосферы Земли. Большая его часть находится высоко в атмосфере, на высоте между 10 и 40 километрами над поверхностью Земли. Эта область называется стратосферой, и в ней содержится около 90% всего атмосферного озона.

Озоновый слой был открыт в 1912 г. французскими физиками Шарлем Фабри и Анри Буиссоном. Вначале ученых заинтересовали его необычные физические и химические свойства, и лишь когда была установлена роль атмосферного озона в защите живого от солнечной радиации, ученые стали активно его изучать. Вскоре обнаружилось, что концентрация озона уменьшается, а в 80-х в зоне Антарктиды и Арктики были обнаружены озоновые дыры. Тогда же ученые забили тревогу.

Впервые о проблеме озонового слоя Земли заговорили в 1973 году. Тогда калифорнийские химики Франк Шервуд Роуланд и Марио Молина (впоследствии получившие за своё открытие Нобелевскую премию) изучали воздействия хлорфторуглеродов в атмосфере. Они заметили, что атомы хлора вызывают разрушение озонового слоя. Ведь с момента открытия озонового слоя было ясно, что он поглощает ультрафиолетовое излучение. А если озоновый слой уменьшится и истончится, то губительный ультрафиолет достигнет Земли, что вызовет увеличение заболевания раком кожи и слепоту у человечества.

В 1985 году была проведена Венская конвенция об охране озонового слоя. На ней был предложен Монреальский протокол, разработанный для защиты озонового слоя. Протокол дорабатывался до 16 сентября 1987 года, в нем прописали порядок снятия с производства химических веществ, которые разрушают озоновый слой. Монреальский протокол подписали все страны-члены ООН, а в 1989 году он вступил в силу.

Основная цель принятой в Монреале Конвенции об охране озонового слоя - организация сотрудничества в области исследований, наблюдений и обмена информацией, принятие законодательных и административных мер для контроля и предотвращения деятельности, потенциально угрожающей озоновому слою стратосферы, охрана окружающей среды и здоровья человека.

В Международный день охраны озонового слоя необходимо рассказать об озоновом слое детям и взрослым, а также о важности его сохранения и защиты.

Озоновый слой, простирающий над Землей как огромное покрывало, защищает ее от губительного воздействия определенной доли солнечной радиации, способствующий тем самым сохранению жизни на планете. Истощение озонового слоя опасно для всей биосферы, для всего живого Земли.

Фото из открытых источников